Интервью Оиши Масахиро для Nikkei Entertainment No.186

Японская развлекательная индустрия бросила вызов всему миру

Гастроли LArc~en~Ciel охватили 11 зарубежных городов и собрали более ста тысяч поклонников

В этом году состоялся их третий мировой тур*

L’Arc~en~Ciel собрали более ста тысяч заграничных фанатов

Первое выступление японских музыкантов в Madison Square Garden в Нью-Йорке

Мы попросили Оиши Масахиро, представителя агентства, рассказать о закулисных причинах этого успеха

В последние годы количество японских исполнителей, дающих концерты в других странах, включая регионы Азии, Европы и Америки, растёт всё больше и больше. Между тем, только L’Arc~en~Ciel, в качестве японской рок-группы, имели столь беспрецедентный успех.

Во время этого тура, начавшегося в Гонконге 3 марта и включавшего в себя концерты в Нью-Йорке и Лондоне, шоу посетило более ста тысяч зрителей в 11 городах мира. (А если включить сюда посетивших концерты в Японии, то получится примерно полмиллиона человек). И хотя говорили, что реакция фанатов была очень положительной, каким был их отклик на самом деле?

Оиши Масахиро, представитель агентства, работающий с группой с их дебюта и сопровождавший их на всех концертах, рассказывает о результатах мирового тура 2012 года и перспективах на будущее.

Выступления, начиная с первого тура

Первый концерт L’Arc~en~Ciel за рубежом состоялся в 2004 году. Зал располагался в Балтиморе, США, и концерт был частью конвента «Отакон», который представлял японские аниме, комиксы и поп-музыку.

Просто как раз в то время началась трасляция аниме «Fullmetal Alchemist» в США. Так как это было событие, посвященное аниме, перед приездом мне было интересно, насколько нам будут рады. Но оказалось, что там было много поклонников рок-музыки, и в итоге нас приняли куда более горячо, чем ожидалось.

«OTAKON 2004,LIVE in USA» July/30/2004.LIVE at 1st Mariner Arena,Baltimore, Maryland in United States of America.

В следующем, 2005, году мы устроили первый тур по Азии в Китае и Южной Корее.

К сожалению, в Азии было огромное количество подпольных CD, так что в этих странах были хорошо знакомы с творчеством группы (смех)

Мы начали получать настойчивые предложения от местных промоутеров примерно с конца девяностых.

А затем, спусти почти десять лет, наконец-то добрались до реализации этой идеи. 

Я думал, что «Если уж и выступать заграницей, то сразу сделай это на стадионе», а затем они привлекли примерно десять тысяч зрителей для обоих концертов.

В 2008 мы планировали второй мировой тур и впервые съездили в Тайвань, Гонконг и Париж.

Европа так же рассматривалась среди остальных стран, куда можно съездить, но был выбран Париж, ведь название группы французское (смех). Сейчас в группе идёт обсуждение того, чтобы создать в Париже символ первой высадки в Европе.

И, когда был видео-концерт L’Arc~en~Ciel на Japan Expo в Париже в предыдущем году, зрителей он собрал больше, чем мы ожидали. Это стало одним из решающих факторов.

Парижское выступление 2008 года собрало более шести тысяч зрителей, а затем было широко освещено в западных музыкальных СМИ, благодаря чему наша уверенность в себе возросла. Кроме того, мы узнали, что зрители прибыли не только из Франции, но и из других стран Европы, Северной и Южной Америк. Так что мы были готовы расширить географию гастролей для следующего тура.

Мировой тур в этом году был третьим, и он стал крупнейшим в истории группы.

В дополнение к городам, где ребята уже выступали (Шанхай, Сеул, Париж), были выбраны Нью-Йорк и Лондон, а так же более трёх стран Юго-Восточной Азии (Сингапур, Индонезия, Таиланд) в качестве новых мест для проведения концертов.

Думаем, что лучшим выступлением из всех, стал ньюйоркский концерт. В качестве места проведения был выбран Madison Square Garden, штаб-квартира NBA New York Nicks, а также площадка, выступить на которой стремится любая рок-группы в мире.

Это был первый в истории героический подвиг: японская группа выступает в полном одиночестве [прим. пер. то есть без разогрева, не на разогреве и не совместным концертом].

Продажи тургудсов стали вторыми за всю историю Madison Square Garden

В Нью-Йорке сначала планировалось провести концерт в зале на 5,5 тысяч зрителей, он расположен по соседству с MSG и называется «The Madison Square Garden Theater».

Когда приехал менеджер и осмотрел зал, то у него возник вопрос: «А не маловат ли театр?»

Но прежде всего, когда были выпущены четыре тысячи билетов на внутренний рынок, все они были почти сразу раскуплены.

И мы подумали «Мы сможем сделать это на стадионе!»

Так что мы приступили к переговорам с промоутером, и через месяц упорства смогли изменить место проведения концерта.

Самым важным в реализации концерта в MSG стало деловое сотрудничество с крупной компанией-промоутером AEG, базирующейся на Западном побережье. (Эта компания занимается организацией концертов для всемирно известных исполнителей, например, Майкла Джексона).

MSG — крупное и широкоизвестное место, где завязаны интересы многих профсоюзов, поэтому договориться о проведении выступления там может только авторитетный промоутер. 

Так же множество мелких проблем было решено, благодаря компетенции AEG. 

Например, по расписанию там был концерт за день до нашего, и уже бывали ситуации, когда площадку не успевали подготовить для следующего. Но AEG предложили нам идею, как успеть всё сделать вовремя, построив лишь временные конструкции. 

Потому что у них есть опыт, и они используют его.

Всего было продано 12 тысяч билетов.

Согласно докладу сотрудников AEG, 40% аудитории были белыми, чернокожими и латиноамериканцами, а остальные 60% — азиатами. Однако, лишь небольшая часть японцев приехала в Америку ради концерта, бОльшая же часть представляла собой американских азиатов, иммигрантов.

Соотношение мужчин и женщин тоже составляет приблизительно пятьдесят на пятьдесят.

На самом деле, половое соотношение разнится от города к городу. Например, в Париже преобладают поклонницы, а в Юго-Восточной Азии наоборот больше фанатов-мужчин. 

Так же говорили, что продажи тургудсов шли очень хорошо, и этот концерт занял второе место в рейтинге MSG по количеству проданных товаров. (Первое занимает первый концерт после переформирования группы The Who).

Я слышал, что в США редко выстраиваются в очереди ради покупки тургудсов. Тем не менее вокруг стадиона шла тонкая линия из людей, желавших что-либо купить.

Кроме того, говорят, что самые популярные товары — это те, что стоят примерно 5 долларов, а у нас самым популярным стал плащ-полотенце с капюшоном за 70 долларов.

Очевидно, что L’Arc~en~Ciel отличаются от других исполнителей.

Кроме выступления в Нью-Йорке, проблемой стали и концерты в Юго-Восточной Азии, проводимые группой впервые. Однако, 12 тысяч человек в Бангкоке (Таиланд), 10 тысяч человек в Сингапуре и 13 тысяч человек в Джакарте в любом случае сделали аншлаг (sold out) на стадионах.

Реакция фанатов была очень горячей, и в местных СМИ писали, что последний раз так интенсивно приветствовали только Beatles в 60-х. 

В любом случае, когда мы были в Таиланде с Хайдом и Тецуей в 1998 году, реакция фанатов была очень восторженной. Около двух тысяч человек приветствовали нас тогда в аэропорту, но это было так похоже на панику, что пришлось мобилизовать полицию.

С того времени мы были убеждены, что можем дать концерт в Таиланде.

Кроме того, поклонники в Юго-Восточной Азии очень жадны до информации о группе.

Существует множество стрит-тимов по всему миру, сформированных большей частью на Facebook, которые распространяют информацию о L’Arc~en~Ciel, и фактически самый большой из них — индонезийский.

L’Arc in Thailand 1999

Мы запросили места на площадках класса стадион во всех странах, но лишь в Индонезии не смогли сразу найти подходящий зал.
Так как у нас не было другого выхода, мы выбирали среди открытых спортивных стадионов.

В дополнение к высокой температуре в Джакарте сложилась ситуация, когда только на открытой площадке можно было оценить потрясающие ночи, давшие настроение всему туру.
Аудитория в Юго-Восточной Азии очень восторженная.

Так как эти страны расположены близко от экватора, температура на улице очень высокая, но жар фанатов был так силен, что на внешнюю температуру уже никто не обращал внимания.
И про-японские настроения там очень сильны. Хотя я и слышал об этом раньше, приехав, я понял, насколько эти слухи верны.

Обычно в зарубежных СМИ японских исполнителей принимают очень хорошо.


Тем не менее, это бизнес, что не может не тревожить.


Как изменилась прибыль в сравнении с прошлыми мировыми турами L’Arc~en~Ciel?


В Юго-Восточной Азии интерес повышается


Есть страны, где вести бизнес хорошо, а есть те, где сейчас всё обстоит не так хорошо.
Честно говоря, были страны, в которых прибылью стали «инвестиции в будущее» [прим. пер. То есть в итоге финансовой прибыли не было, зато был факт концерта].
Раз уж и Леди Гага говорила об этом, не думаю, что это касается только японских исполнителей.
Например, концерт в Париже в 2008 году довольно дорого нам обошёлся.
Это было необычно: прямая международная трансляция в кинотеатры Японии в высоком качестве, — но экономический фон в то время был таков, что евро было дорогой валютой, и подготовиться к записи и выступлению было трудно [=очень дорого].
В рамках этого тура концерт в MSG стал инвестицией в будущее.
Мы взяли направление и установили связи по всему миру, нас сопровождало около 60 человек из Японии, так что мы не могли оценить доходы по билетам. Конечно, это поняли и в AEG, ведь мы работали вместе.
Так что MSG концерт был, так сказать, рискованной сделкой.


Однако, в других странах мы договаривались с каждым промоутером отдельно, чтобы увеличить вероятность получения прибыли. Конечно, в зарубежном турне прибыль всегда падает за счёт налогов и профсоюзных отчислений — по сравнению с национальным туром по Японии.
Таким образом, в зарубежных турах ещё труднее найти хороший баланс между расходами и доходами, но, думаю, можно увеличить доходы за счёт накопления опыта таких выступлений.


В конце концов, эта область Азии нужна, чтобы научиться ориентироваться на рынке.
Сначала глаза падают на Китай и его ближайших соседей, но на самом деле из-за существующих политических проблем это не лучшее место для бизнеса.
В этом туре я почувствовал, что внимание Юго-Восточной Азии к японской культуре будет только расти.
Например, я считаю, что это просто восхитительно: около 460 миллионов человек живут в трёх с половиной часах лёта от Сингапура. 
Национальное сходство многих поклонников Японии также является позитивным фактором.


Сами участники группы говорят, что готовы отправиться куда угодно, если у них там есть фанаты.
Мы уже начали подготовку к следующим мировым гастролям.
В настоящее время мы собираем пожелания от фанатов по всему миру, чтобы выбрать следующий город для концерта.


L’Arc~en~Ciel потратили более десяти лет, чтобы добиться этого.
До 2005 поклонники группы в основном были фанатами аниме и японской культуры, но сейчас ребята добились признания в музыкальном плане, как индивидуальности, и выступлений в качестве рок-группы во всех странах.
В этом смысле, я думаю, что успех мирового тура L’Arc~en~Ciel не имеет никакого отношения к понятию «Крутая Япония». [прим. пер. Простите мой тон, но до Оиши-сана и компании наконец-то дошло, что группу любят не за аниме, а за музыку!? Алилуйя!]


Медийная среда сильно изменилась с тех пор, как мы ездили за границу в первый раз, появились такие сервисы, как YouTube, Twitter или Facebook — и они имеют большое влияние.
Таким образом, даже если нет наживки в виде аниме, вы всё равно можете попробовать дать зарубежный концерт.
На самом деле: ONE OK ROCK добились аншлага на своём первом азиатском турне, стоило им только создать свои аккаунты на YouTube и Facebook.
Думаю, в будущем создание мультиязычного сайта и увеличение количества и качества контента станет невероятно важным.


____________________________________________________________


*Японцы полагают мировым туром и выезд за границу, а иногда — один или два концерта в Китае.



  Представитель MAVERICK DC GROUP. Главный директор лиги музыкальных продюсеров, которая является основной корпорацией, защищающей права исполнителей. Так же председатель SYNC MUSIC JAPAN, которая была создана для распространения японской музыки за рубежом.

Английский оригинал

Поделиться
Отправить
Популярное